Икона Смоленской Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери

Купить Смоленскую икону Божией Матери в дубов киоте за 2300 руб! 

Истории не знает ответа на вопрос о том, каким же именно образом икона Смоленской Божией Матери появилась на Руси. Правда, примерную дату все-таки удалось установить – примерно 1046 год. Этой иконой была благословлена на счастливый брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем Анна, дочь византийского императора Константина IX Мономаха. Скорее всего, это был уже один из списков, сделанных мастерами с первообраза.

 

Всеволод Ярославич в скором времени ушел из жизни, а икона его перешла к сыну, на тот момент великому князю киевскому Мономаху Владимиру. То был весьма образованный правитель, прославившийся не только большим количество военных походов, но и стал знаменитым благодаря своему труду «Поучение». Написанная им книга стала одним из самых первых памятников древнерусской литературы. Сегодня эта работа детально изучается специалистами на филологических факультетах. Иконе за все время ее существования пришлось немало попутешествовать. К примеру, из Чернигова она попала в Смоленск еще в 1091 году. После этого уже была перенесена, установлена в 1111 году. С этого момент ее местом «обитания» стал соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Сам храм Мономах заложил еще в 1101году. Эта Одигитрия с той поры и получила название Смоленской иконы Божьей Матери. Она более восьми веков охраняла город, расположенный у западных границ России. Под ее защитой находились многие города.

 

К Смоленску в 1238 году подступила страшная по своему количеству рать хана Батыя. В этой рати находился один воин-великан. О нем ходили слухи по всему миру. Легенда говорила, что он один стоил чуть целой рати. В то время обреченные смоляне вышли на всеобщую молитву перед святым образом Одигитрии-Путеводительницы Смоленской. Татары вплотную подошли было к городу. Если говорить нынешним языком, то до города оставалось примерно 30 километров. Жители Смоленска подготовились к обороне и осознавали, что победа достанется врагу.

 

И в этот ответственный момент некий пономарь из Печерского монастыря, расположенного за пределами города в своем видении увидел Богородицу. Она повелела привести к Ней одного воина, имя которому - Меркурий. Зайдя в Печерскую церковь, Меркурий увидел воочию Богоматерь, сидевшую на золотом престоле. У нее на руках был Младенец, а вокруг стояли ангелы. Богородица сказала, что Меркурий должен обязательно спасти Ее собственный удел от поруганий. После этого Божия Матерь указала очередной раз на особенное Ее покровительство над всей Смоленской землей. Она поведала ему и о мученической смерти. А еще рассказала о том, что Сама Она не покинет его. Богородица пообещала быть с ним до самого конца.

 

Меркурий, слепо следуя повелению, пришедшему Богородицы, тут же поднял всех горожан, подготавливая их к осаде. После этого он сам проник в стан врага, одолел того богатыря, на которого так полагался суровой захватчик Батый в своей будущей атаке. В неравном бою с захватчиками он сложил свою голову на поле брани. Останки погребены были в Смоленском соборе. Через некоторое время после Меркурия к лику местночтимых святых причислили и Смоленскую икону Божьей Матери. О ее подвиге сложили легенду, которая так и называется –«Слово о Меркурии Смоленском». Датируется поэма примерно 15 – 16 веками. В легенде сказали, что после погребения сам Меркурий явился тому же пономарю, после чего велел на место упокоения его повесить щит, а также то копье, что принадлежали ему при жизни.

 

В 1395 году пришлось непросто Смоленскому княжеству: оно попало под протекторат Литвы. И уже в 1398 году во избежание кровопролития Москве и смягчения острых отношения между польско-литовскими правителями, Москвой Софья, дочь литовского князя Витовта выдана была за Василия Дмитриевича, сына благоверного князя Дмитрия Донского. Так Смоленская Одигитрия стала приданым перенесена была теперь уже в город Москву, установили ее в Благовещенском соборе прямо по правую руку от алтаря. Случилось это еще в 1398 году. Пришел 1456 год – и в столицу прибыла делегация смолян, которая просила вернуть покровительствующий образ обратно, на его историческую родину. В Москве в то время уже княжил сын Василия Дмитриевича, а также Софьи , прозванный Василием II Темным. После небольшого совета с властными епископами и наделенными полномочиями боярами было принято окончательное решение чудотворный образ вернуть в Смоленск. И уже 28 июня (летоисчисление ведется по старому стилю) на Девичьем поле у монастыря Саввы Освященного в Москве при довольно большом стечении народа торжественно икону препроводили до излучины Москвы-реки. И уже с этого места начинался путь иконы до славного города Смоленска. Был молебен отслужен. Правда, и москвичи не остались тогда без святыни – в столичном Кремле остался ее точный список. Он находился при проведении прощального богослужения.

 

Спустя еще полвека смоленские земли возвращены были Руси. Уже в 1524 году царь Василий III заложил на том месте, откуда и провожали смоленский первообраз Смоленской Божией Матери, монастырь Богородице-Смоленский. Его все мы знаем сегодня как Новодевичий. К тому монастырю ведет в Москве улица Пречистенка. Монастырь освящен был, после чего и начал действовать еще в 1525 году. И сегодня в память о таком знаменательном событии совершают летнее празднование Смоленской иконы Божьей Матери. Намечено оно было на 10 августа по новому стилю.

 

Смоленск в 1514 году возвратили в состав Русского государства (тогда штурм города нашими войсками начат был 29 июля - ровно на следующий день после празднования святого праздника Смоленской иконы). И уже в 1524 году в память о таком событии Василий III, великий князь на том самом месте, где еще в 1456 году москвичи провожали чудотворную, основал Новодевичий монастырь. С этого времени, считается, что началось так называемое общероссийское прославление иконы. Это правление официально установила церковь.

 

Но Одигитрия-Путеводительница вскоре снова отправилась в путь. Смоленск был слишком лакомым кусочком для поляков, и в 1609 году польские войска окружили город. Двадцать месяцев смоляне держали оборону, но в 1611 году Смоленск пал. Желая защитить чудотворную святыню, Смоленскую икону Божьей Матери отправили в Москву, которую в 1612 году захватили поляки, и икону снова перевезли, теперь уже в Ярославль. Из Москвы поляки были вскоре изгнаны, хотя Смутное время дорого досталось Русскому государству, но Смоленск находился во власти поляков до 1654 года. 26 сентября 1655 года при царе Алексее Михайловиче Смоленская Одигитрия вернулась в свой удел.

 

Полтора века весь западный удел России находился в относительно мирном состоянии. И через сто пятьдесят лет Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время страшной Отечественной войны 1812 года. Икону вывезли в Москву, а вместе с ней в столицу были и еще три образа Богородицы. Это была икона Смоленская, икона Иверская, а также Владимирская. И уже 26 августа, в самый важный день сражения в Бородино, обнесли Ее образ крестным ходом вокруг столицы. После завершения боя, принятия М.И. Кутузовым решения о своем стратегическом отступлении в госпитале Лефортово 31 августа принесли к раненым солдатам Смоленскую и Иверскую иконы Божьей Матери. Солдаты могли поклониться всем святыням, а также поблагодарить Матерь Божью перед ними за Ее заступничество, попросить о своем скорейшем выздоровлении и отправлении на службу.

 

Российские войска отошли на время за Москву. Смоленская же икона Божией Матери была перевезена снова в Ярославль. Отсутствие Покровительного образа на территории Смоленщины продлилось недолго. Уже 24 декабря 1812 распоряжение Кутузова вновь вернуло икону в родной Успенский собор.

 

Прошло несколько десятков лет¸ и 1929 году по всем понятным причинам Успенский собор закрыли. Осквернению и разорению в это время подверглись многие храмы, церкви по всей стране, но этот храм не был подвержен.

 

Информация, которую можно считать достоверной, о Смоленской иконе – первообразе всех других, последующих за ней списков обрывается на 1941 году. Именно в этот год имело место взятие немецкими войсками города Смоленска. Как известно, в самом начале августа 1941 года, поступило в ставку немецкого командования сообщение. Оно говорило о том, что список иконы, который приписывается по историческим сведениям еще кисти евангелиста Луки, располагается на прежнем месте. Говорилось о том, что состояние иконы неплохое состоянии, святыня считается чудотворной. Тогда было в этом сообщении указано только одно: место нахождения иконы – есть место поклонения, а также паломничества. Никакой информации больше о той иконе не было. Быть может, это и есть Господень замысел? Того желает Царица Небесная? Остается только наедятся, что настанет тот славный день, когда чудотворная где-то и кому-то икона по воле Высшей откроется и после этого вернется снова в свой, избранный Самой Богородицею удел.

 

Значение иконы Смоленской Божией Матери 

 

Вообще со Смоленской иконой связан уникальный исторический материал. Этот материал через пути странствования образа по западным русским землям отмечает все наиболее важные события, происходившие в истории России, описывая детально все вплоть до прошлого века. Ни одно событие, которое требовало заступничество Той, Которая на ней изображена, не обошлось без Ее вмешательства. Путеводительница-Одигитрия бесчисленное количество раз указывала путь и защищала наш запад от страшных, захватнических интересов близлежащих государств. Враги стремились установить свое тотальное господство, влияние в российском государстве. И сделать это они могли несколькими способами: и военным, и политическим, и экономическим. Тем не менее, даже все те отступления, что сопровождались на протяжении истории переносом чудотворной святыни из самого главного ее удела (Успенского собора, расположенного в Смоленске) были одной только стратегической необходимостью. Это было никак не согласие с присутствием, а также с правлением иноземцев, довлеющей верой латинской на нашей земле. Произносимые «скопом» соборные молитвы перед святым Ее образом смолян, москвичей раз за разом приносили чудесные свои плоды: враг рано или поздно уходил с позором с наших земель, а Смоленская Одигитрия успешно возвращалась домой, в город Смоленск. Но и это еще не есть все удивительные истории. Когда освобожденное полностью от польско-литовских завоевателей княжество Смоленское присоединили к княжеству Московскому (в то время княжил Василий III) Смоленскую икону Божьей Матери и вовсе почитали как своего рода символ объединения Руси.

 

Что касается иконографических особенностей этого образа, то сведений о них осталось не так и много, поскольку икона, была утрачена еще в 1941 году. По этой же причине не таких исследователей, которые бы занимались ее изучением. Известно только одно: иконная доска для работ была очень тяжелой. Грунт же приготовлен из мела на клею (именно так делалось в древности), после чего основа иконы была обтянута холстом. Богородица на левой руке держит Младенца, а Господь правую руку поднял в благословляющем жесте. В левой руке Его находится небольшой свиток. На оборотной его стороне написаны вид Иерусалима, а также Распятие. Сопровождается все это надписью на греческом языке – «Царь распят». Стоит сказать, что в 1666 году русские мастера икону поновляли, тогда же у Распятия и появились несколько более поздние изображения Пречистой, Иоанна Богослова.

 

На сегодняшний день к Смоленской иконе притекает со всех концов мира множество паломников. И эту икону просят обо всем. Современное человечество не избавилось от проблем, разрешить которые порой под силу только высшим силам. Нам более всего нужно молиться перед ней о государстве. Заступница молитвами Своими к Сыну Своему хранила всех нас и продолжает хранить от всех тех, кто сегодня желает развалить российскую державность. И сегодня для того, чтобы погубить государство, используются совершенно иные приемы, средства. Это уже не простая война и захват территории. Страшны неявные, разрушительные действия, которые уничтожают нравственность, приводят к ослаблению веры. История сегодня учит нас, что именно православная христианская вера, и только являлась во все времена и во все века самым великим источником русского патриотизма, не раз прославленного в сражениях.

 

Какое чудо произошло? 

 

Не смотря на то, что икона помогала выигрывать сражения и защищать русские земли, всегда самыми необыкновенными и трогающими душу чудесами являются для нас чудеса житейские.

К примеру, 1642 году архимандрит из Троице-Сергиева монастыря по имени Адриан искренне молился о своем исцелении перед Смоленским образом Богоматери, который в то время находился в Смоленской церкви. И после всех свих молитв ему удалось исцелиться.

 

Со списком Смоленской Одигитрии, который явился миру в селе Словинка еще в 1828 году, отец Евдоким, а также селянин Тит Гаврилов искали дорогу к заброшенному храму. И тогда Путеводительница милостиво оказала им Свою помощь и заступничество.Большое количество списков с той, еще первоначальной, но потом утраченной иконы сегодня являются чудотворными.

 

В 1831 на Новгород напала страшная эпидемия холеры, которая раз за разом уносила жизни. Новгородцы шли тогда всем миром в Спасо-Преображенский монастырь, где состоялось на общее молебствие. Подчас проведения одного молебнов отвалился большой кусок штукатурки, через который прихожанам открылся святой образ Смоленской Богородицы. Молились перед ним горожане, после чего холера прекратилась. Икону с тех пор так и зовут - Смоленской-Новгородской, а другое название ей – Холерная.

В том же страшном году холера пришла и в Шую. Это небольшой город, расположенный во Владимирской губернии. И после совершения крестного хода с иконой ужасная эпидемия прекратилась. Тогда иконе дали второе название – Шуйская.

 

Такого рода событие защиты от страшной эпидемии моровой язвы, которая охватила в 1654 году всю Русь, имело место в Казани. В Седмиозерской обители, расположенной возле села Седмиозерка, в то время находилась Смоленская икона. Эта икона известна как Седмиозерная. Крестным ходом ее снова обнесли вокруг города, после чего вся эпидемия прекратилась. Прошло одно столетие, и все повторилось заново. Тогда снова взмолись прихожане к силам небесным, и обнесение иконы вокруг города дало конец эпидемии, забравшей сотни и тысячи жизней.

 

В московском храме Христа Спасителя по сей день находится образ Смоленской Одигитрии Устюженский, который был возвращен из Великобритании на территорию России еще в 2006 году.

Чудотворными и ознаменовавшими себя несколькими чудесными исцелениями списками со Смоленской иконы Богоматери являются такие:

 

Игрецкая Песочинская. 

 

Югская. Эта икона дала начало Югской-Дорофеевской, расположенной в Псковской губернии. Так обитель была названа в честь монаха по имени Дорофей. Он с собой взял икону Одигитрии по желанию Богоматери. Богородица пришла к нему перед самым началом пути. На берегу реки под названием Юга монах решил немного отдохнуть, икону поставил на дерево. И когда образ святой нужно было уже ее снять, монах никак не мог это сделать. И как ни старался, все равно отнять икону от дерева было невозможно. Долго мучился Дорофей, а сколько бы еще ему пришлось помучаться, если бы некий голос не остановил его, после чего повелел сделать на этом месте обитель для проживания иноков. По повелению Божьей Матери Монах послушно построил здесь себе келью. И эта келья считается сегодня началом всей обители.

В числе наиболее известных образов есть еще Сергиевская, расположенная в Троице-Сергиевой лавре.

Костромская. Этот образ был написан на стене. Он прославился более трех столетий назад – еще в 1779. Тогда страшнейший пожар охватил всю Кострому, и спасения от этого стихийного бедствия невозможно было нигде найти.

 

Кирилло-Белозерская. Этот образ был принесен непосредственно в Белозерский край двумя монахами - Кириллом Белозерским, а также Ферапонтом Белозерским. Первый был учеником, бдительным и убежденным последователем святого Сергия Радонежского, а второй, родом из Симонова монастыря в Москве. Монахи основали свой Кирилло-Белозерский монастырь. Через некоторое время после этого появился еще и Ферапонтов монастырь.

 

Святогорская. Эта икона миру явилась еще в 1569. Местом ее явления стал Святогорский монастырь, расположенный в Псковской епархии.Соловецкая. Этот образ явился преподобному Елеазару Анзерскому. На дворе тогда стоял в XVII век, и икона сотворила большое количество чудес.

Все названные образа в разной мере и в разное время явили свои миру чудотворные свои свойства.

Яндекс.Метрика