Само по себе явление Казанской иконы Божией Матери помогло горожанам да всем людям твердо крепиться в православной своей вере. Всем известно, что до 1552 года на территории этих земель распространено было мусульманство. Постоянные грабительские набеги совершало Казанское ханство на Русь. Было это ровно до той поры, пока великий царь Грозный не захватил весь город. Казань после этого события вошла уже прочно в состав России, все местные жители стали постепенно принимать христианство. Чудесное же обретение образа Богородицы привело в православный храм даже тех, кто оставался в то время приверженцем иной веры.

Неизвестно, каким же образом икона Божией Матери попала в землю. Предполагаются, что она является списком с той иконы, которая была написана апостолом Лукой. Ее мог в Казань привести, после чего закопать либо какой-то русский пленный, либо же мусульманин, что принял христианство и до последнего вынужден был скрываться.

 

Образ Богородицы чудом был найден. После такого события доложили даже царю Ивану Грозному. Тогда деспот издал свой величайший указ: на месте обретения иконы нужно было поставить храм, после чего основать женскую обитель.

Шли годы. Казанско-Богородицкий монастырь женский строился при Федоре Ивановиче. Самой первой его инокиней и была та самая Матрона – девочка, что в юном возрасте которая обрела святыню. Матрона прошла постриг, получила другое имя – Мавра. Через несколько лет она стала верующей и преданной настоятельницей монастыря.

Митрополит Казанский Гермоген по просьбе, исходившей от царя Федора Ивановича тогда написал книгу под названием «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В этой книге рассказывается о чудесах от иконы. Дивные вещи стали происходить фактически сразу после того, как икона была извлечена из земли. По дороге в святой храм прозрел ни с того ни с сего участвовавший в шествии слепец Иосиф. Этот человек на протяжении трех лет не видел ничего. Обрел себе зрение и еще один слепец по имени Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла, словно большой снежный ком. С образа постоянно делались списки, которые затем уже отправлялись по самым разным епархиям. Оригинальный лик еще в 1904 году похитили из казанского храма. Сегодня так и неизвестно, где же именно он находится.

 

Особенно почитаемы списки, сделанные явленной Казанской иконы Богоматери. Довольно хорошо известны особо чтимые образы Божией Матери «Казанская», которые являются списками с явленной иконы. Два списка на данный момент пребывают в Казани. Это уникальный город, где до сегодняшнего дня мирно сосуществуют две противоположные религии: христианство (православие) и мусульманство. А чудотворный список, сделанный с Казанской иконы, сегодня находится в храме Святых благоверных князей Феодора, Давида, а также Константина (Ярославские чудотворцы). Храм имеет очень скромные размеры, но в то же время является одним из самых почитаемых мест у православной Казани. Это в сознании верующих одно из наиболее намоленных мест во всей древнем городе. Кроме того, церковь Ярославских чудотворцев является единственным во всем городе храмом, который не закрывала свои двери в страшные советские годы (а с 1938 и по 1946 год указанный храм имел статус кафедрального).

 

А в Крестовоздвиженском соборе города (бывший Казанско-Богородицкий монастырь) располагается еще один Казанский образ. Он вернулся на родину только в 2004 году. Долгие годы местом пребывания этого образа был Ватикан.

 

Особенно чтится чудотворный Казанский образ, который хранится на территории Москвы. До возведения на Красной площади столицы Казанского собора в 1636 году московская «Казанская» располагалась в приходском храме Пожарских. Это церковь Введения, расположенная на Лубянке. Прошло несколько лет – и в 1630 году на средства от князя по имени Дмитрий Пожарский (само собой, при содействии казны) начали на Красной площади возводить Казанский собор. В 1936 году он был полностью разрушен. Чудотворный список же по сей день находится в Елоховском Богоявленском соборе, расположенном в городе Москва.

 

Одной из наиболее важных святынь всей северной столицы Санкт-Петербурга, Покровительницей города считается Казанская Божия Матерь. Именно она была привезена еще Петром I из города Москвы. Чудотворения ее стали широко известными в то время, когда икона располагалась еще в очень скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Петербургской стороне. Странствовала икона и по Санкт-Петербургу. Причем ее скитания имели место и в первой половине XVIII, и даже в XX веках. А уже в 2001 Казанский образ наконец-таки вернулся в Казанский собор в городе. Сегодня он располагается здесь. Чтимый список с петербургского образа располагается в Свято-Троицком соборе.

Сегодня даже трудно себе представить, восстановить в памяти и в истории все достоверные исторические факты, которые так или же иначе могут быть связаны с чудотворными Ее образами. В церковной же истории всего утвердилось несколько версий.

События, которые пришли к нам из истории «московского» образа.

В 1598 умер единственный наследник царя Ивана Грозного. На смерти Федора Ивановича, прервалась вся правящая династия. Этот момент стал действительно переломным: с него на территории страны воцаряется экономический, а также государственный, социальный кризис.

 

На территории страны действует несколько противоборствующих групп, руководимых своекорыстными интересами. Существенно усиливают общий хаос многочисленные ватаги разбойников, мародеров. Это по большей части холопы, слуги, что были выгнаны из богатых усадеб по причине невозможности прокормиться. 1607 год и вовсе становится переломным: именно в этого времени начинаются самые различные интервенции в суверенную территорию России. Раз за разом разоряются целые области, страна беднеет.

 

Проходит всего примерно три года – и к 1610 большое количество русских городов оказывается под гнетом и властью поляков. В это время московские бояре совершают одно предательство за другим: присягают польскому королевичу по имени Владислав, сдают страну. Уже в сентябре 1610 года польские войска без больших для себя проблем вступают в столицу. Вместе с тем грабежи, многочисленные акты насилия польско-литовских отрядов, которые совершались в русских городах, многочисленные межрелигиозные противоречия у ряда русских городов вызывают полный отказ на присягу чужеземцу Владиславу.

 

В 1611 самое первое ополчение русского народа пытается положить конец всем интервенциям со стороны поляков в Москве. Правда, в конечном счете ничего не удается. Россия продолжает мужественно сражаться с поляками, одновременно с этим она пытается дать сильнейший отпор татарам, что разоряют с одной стороны Рязанский край, а также шведам, которые постепенно захватывают все северные города. Православная Русь, кажется, в это время стоит на краю своей гибели. Что и кто спасет ее?

Даже известный своим могуществом Нижний Новгород поддался всеобщему хаосу. Город был одним из ключевых стратегических пунктов всех восточных, а также юго-восточных районов России. Ослабление центральной власти и хозяйничанья интервентов привели к тому, что Новгород город стал городом, поддавшимся разорениям и смутам. Но народ новгородский смог дать отпор всем страшным событиям. Именно в это время появились инициаторы всенародного патриотического движения, практически все нижегородцы включились в освободительную борьбу. Велась эта борьба против интервентов на протяжении нескольких лет. Угасла же она только после образования второго по счету ополчения.

 

Патриарх Гермоген ( это и есть тот самый человек, который присутствовал при чудесном явлении иконы Божией Матери на территории Казани) находился во время польской интервенции в Чудовом монастыре, вернее сказать, в его темнице. И из-за решетки этот человек призывал всех людей подняться на защиту веры, на оборону своего Отечества. Тайно Гермоген отправляет в Нижний Новгород свое воззвание, в котором указывает: «Пишите в Казань на имя митрополита Ефрема. Пускай он пошлет к боярам в полки, а также к казацкому войску свою учительную грамоту. Нужно всеми силами попытаться сделать так, чтобы все они крепко и надежно стояли за веру, всеми силами унимали грабеж, сохраняли свое братство. Они должны обещать положить все души свои за Дом и Обитель Пречистой, за всех чудотворцев, за веру их. Во все города письма пишите, пытайтесь …везде говорить именем моим».

 

Как только получения в Нижнем Новгороде была получена грамота бесстрашного старца, возник гораздо более мощный и сильный новый подъем движения патриотов. Собранное Мининым Кузьмой ополчение возглавил князь по имени Дмитрий Пожарский. Два эти человека по сей день известны нам из истории, х личный вклад ценят историки. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список, созданный с Казанской иконы.

 

Этот список был передан князю Дмитрию, сделано это было со святой верой, что Пресвятая возьмет ополчение под покровительство Свое.

В осажденном Кремле в это время находится в плену у русских прибывший из Греции и тяжело больной от пережитых потрясений, переживаний, архиепископ по имени Элассонский Арсений. Измученный и обессиленный, он не знает, что делать и как помочь народу.

 

В ночь с 21 на 22 октября (исчисление указывается еще по старому стилю) 1612 в видении ему является преподобный Радонежский Сергий. Он говорит следующее: «Арсений, все наши молитвы были услышаны. Совсем скоро - заутро вся Москва будет в руках у осаждающих. Благую весть принес я Вам: Россия спасена!». Словно в подтверждение всей истинности пророчества, снизошедшего из уст Радонежского, архиепископ исцеляется от своего недуга. Такое радостное известие по войскам ополчения разлетается быстрее ветра. Проникнувшись своей глубокой верой, надеждой на помощь свыше, ополчение Пожарского-Минина собралось 22 октября 1612 , чтобы победить. Приступом ополчение известный Китай-город. Пожарский вступает в побежденный Китай-город с Казанскою иконой. Там он клянется построить храм, посвященный памяти великой победы. Пройдет несколько дней, и польский гарнизон решительно капитулирует из Кремля.

25 октября, в воскресенье, дружины русские торжественно, с крестным ходом, пойдут на Кремль, с собой неся Казанскую икону. На Лобном месте крестный ход встречает архиепископа Арсения, вышедшего из Кремля. Это архиепископ с собой несет Владимирскую икону Богородицы, чудесным образом сохранившуюся в плену. Потрясенный такой встречей двух чудотворных икон Богородицы, со слезами на глазах и с верой в душе народ молится Небесной Заступнице. И уже 1613 году избирается новый законный царь Михаил Романов. С этого времени Россия постепенно начинает возрождаться.

Новый царь Михаил Федорович своими указаниями отдает повеление установить второй ежегодный праздник, которые будет отмечаться в честь Казанской иконы. Торжество намечается на 22 октября. Эту дату навсегда запомнил русский народ как день освобождения Москвы от вторжения иноземных захватчиков (а 8 июля празднуют день явления иконы).

 

Проходит несколько десятилетий. И уже в 1649 году, согласно по указу от Алексея Михайловича местный московский (а также казанский) праздники, посвященные Казанской иконе Божией Матери становятся общероссийскими. Что послужило причиной принятия такого решения? Событием таким стало рождение на 22 октября при проведении всенощной службы наследника, Дмитрия Алексеевича. Столь радостное и приятное для царя событие приписано было в счет невероятной милости Матери Божией. Ровно с этого же времени Алексей Михайлович и начинает рассматривать московскую икону «Казанская» и как избавительницу страны от нашествия иноземцев, и как Покровительницу всей династии Романовых. Такое мнение было усвоено в дальнейшем и всеми последующими царями, пришедшими на трон из дома Романовых.

 

Никоновская летопись рассказывает о том, что князь Пожарский Казанскую икону поставил в своей приходской церкви на Лубянке. Прошло небольшое количество времени – и стараниями князя был воздвигнут на Красной площади Казанский собор. В 1636 году в этот собор перенесли Казанскую икону Божией Матери. После страшного разрушения в Москве Казанского собора почитаемый список Казанской иконы перенесли в Богоявленский Елоховский собор. Здесь он находится и до нынешнего момента.

 

События, которые пережил «питерский» образ Казанской Богородицы

Вся история итак называемого «петербургского» образа очень тесно переплетается именем сначала царя, а потом и императора Петра I. Нововведения этого руководителя страны очень тяжело приживались на Руси. Они не снискали особенного одобрения и среди служителей Церкви. Исключением, наверное, стали два великих святителя. Это святой Димитрий Ростовский, а также святой Митрофан Воронежский. Они горячо поддерживали идею обучения наших людей на Западе. Эти люди выказывали открыто свое негативное отношение ко многим европейским обычаям, а также к распространению западных ценностей.

Особые отношения у царя-новатора сложились с Митрофаном Воронежским. Нравственным своим авторитетом, а также милосердием и молитвой епископ пытался способствовать преобразованиям Петра I. Религиозный деятель очень хорошо понимал и воспринимал необходимость проведения реформ. Митрофану Воронежскому принадлежат удивительные слова, обращенные прямо к Петру: «Возьмите икону Казанской Божией Матери, только с ней, Вы сможете победить своего злого врага. После этого перенесите икону в свою новую столицу. Вы желали всей душой освятить дворец именно здесь, и я готов сделать это, но только тогда, когда все идолы страшные будут удалены из него. Но на самом дле этот дворец больше не понадобиться Вам. Совсем скором жить вы будете совершенно в других дворцах. Все они, как один находятся на Севере. Стране будет воздвигнута новая столица, великий город. И честь этот город будет отдавать святому Петру. Бог благословил тебя на это. А Казанская икона будет покровом города, станет заступницей народа. Пока икона будет находиться в столице, пока перед нею будут щедро и искренне молиться православные, не в город ступит ни одна вражеская нога».

 

Исполняя пророчество, которое дал Митрофан Воронежский, Петр I в 1703 году постепенно начал строительство города Санкт-Петербурга. В 1709 году перед решающим Полтавским сражением он неоднократно молился о своей победе перед чудотворным Казанским образом. Тогда он назывался как «Каплуновский». Перед сражением эту икону носили с почетом по всему войску. Это иконой благословляли коленопреклоненных воинов. После очередной одержанной победы икона была возвращена в село Каплуновка в Харьковской области. Здесь эта икона и была обретена в 1689.

 

Пришел 1710 год. По повелению от императора Петра I с Казанской иконы список был перенесен в Санкт-Петербург. Его поставили в центре новой столицы. Этот список занял самое почетное место на Петербургской стороне недалеко от старого Гостиного двора, что в деревянной часовне.

 

 

Самый первый список с Казанской иконы привезли в Москву для царя Ивану Грозному еще в 1579 году (в скором времени после обретения иконы). В царских палатах в это время в Москве располагались и многие другие, столь же древние списки Казанской иконы. Как видно, уже в то время к ней относились как к чтимой царскими фамилиями. Одну из подобных копий царская семья взяла с собой при переселении в свою новую столицу. Сегодня очень много исследователей говорят о том, что в Петербург привезли обетную икону. Она, скорее всего, была выполнена по заказу от вдовствующей царицы Парасковии Федоровны. Это супруга царя Иоанна Алексеевича (брат Петра I).

 

Казанская икона Божией Матери от иконописца Юрия Кузнецова 

 

С 1737 Казанская икона располагалась в церкви Рождества Богородицы, что на Невском проспекте. В 1800 для прославленной Казанской иконы архитектору Воронихину поручили соорудить Казанский собор на Невском проспекте. Бывший тогда еще генерал-губернатором Санкт-Петербурга будущий герой М.И. Кутузов, с огромным вниманием следил за тем, как началось строительство. В 1811 Казанскую икону Божией Матери перенесли уже в Казанский собор.

 

Через год русские земли стонали от тягот Отечественной войны 1812 года. Накануне своего отъезда в действующие войска М.И. Кутузов, который к тому времени стал уже главнокомандующим русской армии, долго-долго молился перед чудотворным списком. Перед этим списком он просил о победе над врагом, ратовал за спасение всей России. К концу 1812, в праздник Христова Рождества, пред Казанской иконой в Казанском соборе отслужили первый благодарственный молебен, который так и назывался - «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».

 

М.И. Кутузов за разгром армии Наполеона удостоился ордена Св. Георгия самой высокой 1-й степени, а также памяти в истории. Кутузов стал самым первым в истории этого ордена полным Георгиевским кавалером (он был награжден орденами четырех степеней). Что касается Казанского собора, расположенного на территории Петербурга, то он в это время стал храмом. Это был самый настоящий памятник русской славы, что показала себя на полную мощь еще в Отечественной войне 1812. Иконостас алтаря изготавливается из серебра, которое отбито было у французов. донскими казаками. На первом плане перед собором располагаются скульптурные изображения полководцев Кутузова, а также Барклая де Толли. Великий полководец, талантливый, мужественный воин – М.И. Кутузов, который привел всю русскую армию к победе, просил при жизни похоронить себя только Казанском соборе. Это был храм, освященный в честь Казанской иконы. А перед этим образом Кутузов преклонялся всю свою жизнь. И всю жизнь он благодарил Божью Матерь за то, что спасла Россию от нападения захватчиков.

 

В двадцатых годах 20 века Казанский собор уже перешел в непосредственное подчинение обновленческим структурам. Тогда Казанскую икону инициаторы успели перенести в церковь, расположенную на Смоленском кладбище у Васильевского острова. В августе 1940 года после закрытия Смоленской церкви эту чудотворную икону доставили в Князь-Владимирский собор. Здесь святой образ пробыл до 2001 года. В 2001 году святыня все-таки вернулась под родные своды известного Казанского собора.

 

События, которыми полнится история «ватиканского» образа 

 

С «ватиканским» образом связываетс широко нашумевшая в СМИ история о возвращении чудотворного Казанского образа из Ватикана в Россию. Событие сие прошло в 2004 году, привлекло к себе внимание со стороны не только верующих, но и неверующих. Сам образ на протяжении 11 лет хранился в богатых покоях Папы Римского. Позже он наконец-таки был передан патриарху Московскому, всея Руси Алексию II. Официально передал икону русскому народу кардинал по имени Вальтер Каспер. Сделано это было по распоряжению, поступившему от Папы Римского Иоанна Павла II.

 

В июле 2005 Патриарх Алексий II находился со своим на территории Казани. Тогда он и совершил литургию в Благовещенском соборе у Казанского кремля. После этого образ был передан окончательно уже Казанской епархии.

 

Попытку проследить за тем каким же был путь «ватиканского» Казанского образа делает Владимир Бровко в своей работе под названием «Казанская икона Божией Матери». Автор утверждает, что в первый раз указанная икона появляется среди некоторых других наиболее ценных произведений искусства, которые были выставлены большевиками для продажи на аукцион в 1920 (некоторые другие источники пишут - в 1919) году. Сделка в этом году так и не состоялась. О том, в каких местах удалось побывать иконе на протяжении следующего десятилетия, так и неизвестно. Косвенные признаки свидетельствуют о том, что икону вывозят из России только в 1928 году. Кто это сделал и с какой целью, - самая настоящая загадка.

 

В 1953 в Англии этот символ русской веры приобретает коллекционер по имени Фредерик Митчелл-Хеджес. Тогда икону начинают очень активно рекламировать. Цели такой рекламы – сплошная коммерция, зарабатывание денег. В каталогах русских икон указанный образ получает другое название «Казанская Богородица из замка Фарлей». Название иконе, как видно, дал тот самый замок, в котором на протяжении длительного времени и проживал коллекционер.

 

Самая первая по счету официальная экспертиза Казанского образа предпринимается Сирилом Бантом (крупный специалист по иконографии родом из Великобритании). Экспертизу свою вместе со всеми сопутствующими исследованиями этот человек провел примерно 9 лет. Какой же итог всех этих исследований? «За более, нежели восемь лет исследования я очень много раз делал попытки опровергнуть возраст ее. Я пытался опровергнуть ценность, идентичность образа, поскольку именно в этом и состоит по большей части работа профессионального исследователя. Тем не менее, мои исследования еще больше и больше, с каждым новым открытием подтверждали полную невозможность опровергнуть подлинность указанной иконы. Она в целостности своей является действительно величественным произведением древнего искусства». Не раз на самом деле подвергалась Казанская икона многочисленным экспертизам. По причине своего темного лика эту икону прозвали в Англии не иначе, как «Черной Казанской Богородицей».

 

Казанская икону Божией Матери по наследству была передана приемной дочери коллекционера. Икона признана была высокочтимым религиозным объектом. Икона признавалась экспертами бесценной, а мисс Анна Митчелл-Хеджес в то время предложила выкупить образ Американской православной церкви за одну только стоимость драгоценных камней, расположенных окладе (это примерно 500 тыс. долл).

 

По неизвестному истории стечению обстоятельств все-таки икона так и не была продана. На протяжении нескольких лет она хранилась в Америке. Местом ее заточения стал сейф управделами Анны Митчелл-Хеджес. И только в 1970 году решено было выставить эту икону на аукцион. Здесь ее могли бы со спокойной душой купить частные лица, обладающие большим количеством денег. Ректор из Российского католического центра Фатимской Божией Матери (учебное заведение располагается на территории Сан-Франциско) создал даже специальную компанию, посвященную по сбору средств, что помогли бы так или же иначе сохранить святыню, почитаемую у всех христиан. Как итог – указанный образ все-таки был выкуплен. Его стоимость была оценена в три миллиона долл. США. Разместили образ в церкви на территории города Фатима. Икону эту в 1993 передали Папе Римскому. Через несколько лет она наконец-таки после долгих странствий вернулась в Россию.

 

Событие это было неслучайным. Как и все то, что происходило со святым Ее Образом. В Ватикан приехала делегация, которая состояла из жителей Казани, а также мэра города. Принимал гостей официально сам Папа Иоанн Павел II. Он признался после своей беседы, что Казанская икона является действительно духовной собственностью РПЦ - Русской Православной Церкви.

 

Прошло не так много времени – и уже в 2004 году святой образ доставили в Россию. Святейший Патриарх Алексий II, принимая ее из рук делегатов, признался: «Россия в этот момент встречает один из наиболее чтимых списков Казанской иконы. Этот образ прошел долгий, нелегкий путь, которые пролежал по многим странам, многим городам. Перед этим образом о спасении от недугов и хворей, помощи заступницы, молились и католики, и православные верующие, и христиане других исповеданий. Его на протяжении долгого времени бережно сохраняли в Ватикане. Такое почтение возгревало во многих католиках, верующих в Бога, любовь к Пречистой Деве Марии, любовь к России, к Русской Церкви, к ее культуре, а также ее духовному наследию. Воля Божия свершилась – и через несколько лет честный этот образ уже возвращается домой».

 

Экспертиза, проводимая специалистами из Министерства культуры России, а также Церковно-научного центра под названием «Православная энциклопедия» с присутствием представителей Ватикана подтвердила: та икона, что хранилась у Папы Римского, была написана еще в XVIII веке. С местом написания удалось определиться только приблизительно: Москва или же ее окрестности.

 

Роль Казанской иконы Божией Матери в боях Великой Отечественной

Православная литература, написанная в конце XX века, очень много рассказывает нам историй, так или же иначе связанных с чудесами, показанными Казанской иконой во время Великой Отечественной войны.

Патриарх Антиохии по имени Александр III в 1941 году ко всем христианам воззвал обратиться с молитвой к Заступнице о помощи России.

 

А митрополит гор Ливанских под названием Илия на трое суток затворился в уединении. Усердно молился, взывал за помощью- и Богородица пришла к нему в видении. Заступница передала послание для всего российского народа: «Во всей стране должны быть открыты храмы, духовные академии, монастыри, семинарии. Все священники должны быть срочно возвращены с фронтов, выпущены из тюрем, освобождены от пыток и наказаний. Они должны начать службы по всей России. Пускай вынесут чудотворную Казанскую икону, обнесут святыню крестным ходом вокруг Ленинграда: и в таком случае ни один больше враг не сможет ступить на святую землю. Пред Казанскою иконою совершить нужно молебен и в Москве. Образ должен побывать и в Сталинграде: сдавать этот город врагу нельзя. Икона Казанская должна будет идти вместе с войсками до самых границ России». После этого Богородица исчезла.

 

Митрополит Илия сразу же передал промолвленные Ею слова Сталину. Тогда главнокомандующий дал твердое обещание, после чего действительно выполнил данный ему свыше наказ в точности. Жители в блокадном Ленинграде тогда совершили крестный ход с Казанской иконой. Сайт Князь-Владимирского собора дает исчерпывающую информацию о том, каким образом все происходило: «Стали трамваи, полностью прекратилась подача электрического света, да и керосина не было. В такой предутренней тьме, попеременно озаряемой вспышками от орудийных выстрелов, чрез огромные сугробы неубранного снега шли священники вместе с певчими, служащими и прихожанами собора, собравшимися со всех концов города… Пели певчие в пальто, с поднятыми воротниками, все были закутаны в платки. Некоторые шли валенках, мужчины - в скуфьях».

 

Богослужения в том храме, где нашла себе приют Казанская икона Божией Матери, происходили ежедневно. Помолится святыне сюда приходили утром и вечером. Делали это даже несмотря на страдания, голод и истощение. Вместе со своими прихожанами все тяготы, трудности блокады разделял и митрополит Ленинградский по имени Алексий. Где молитвой, а где словом он поддерживал своих прихожан: «Сегодня наш град попал в особенно трудные условия. Несмотря на это, все мы твердо верим: нас хранит и сохранит Матерь Божия. Не падайте ни в коем случае духом. Пытайтесь бодрить других. Долг наш в том, чтобы быть максимально твердыми. Все мы – русский народ, все мы - верующие православные христиане».

 

В 1943 митрополит Алексий, а также три священнослужителя из Князь-Владимирского собора награждены были медалями под названием «За оборону Ленинграда». Такое награждение – самый первый случай в длинной истории советской России. Государственные награды тогда получили многие представители духовенства.

 

Ленинград, несмотря на все тяготы и лишения, все-таки отстояли. В Москве после этого отслужили молебен, а чудотворный Казанский образ отвезли в Сталинград. Служили перед иконой и в этом городе молебны, панихиды. Везде, где только была икона, не прошел враг. После Сталинграда образ святой перемещался по всей стране вместе с русскими войсками. Те пошли в серьезное наступление, освобождая один за другим города.

 

В октябре 1947 Сталин в Москву пригласил Илию, митрополита гор Ливанских. По совету, который дал Патриарх Алексий, ему в дар были переданы Казанская икона, а также крест и панагия, сплошь украшенные драгоценными камнями. Митрополит за помощь стране по приказу сверху был награжден премией. Тогда Владыка от нее отказался и сказал, одинокому монаху деньги совершенно не нужны. После этого попросил передать причитающиеся ему денежные средства на помощь сиротам, чьи родители не вернулись с полей войны. Кроме этого, монах добавил к своей премии и значительную сумму денег, которые собрала Антиохийская церковь.

 

Визит митрополита Илии в Россию на самом деле был произошел. Но о том, было ли этому монаху в самом начале войны видение, передавал ли он указания Заступницы Сталину, с уверенностью говорить нельзя. Сомнения выражаются не только историками, но и служителями церкви. К примеру, диакон по имени Андрей Кураев в своей статье «Война: чудо и сказки» выражает интересную точку зрения по поводу такой ситуации. Неоспоримо только одно: для православных христиан икона Казанская была и сегодня по-прежнему остается заступницей, самой настоящей хранительницей мира.

 

Значение Казанской иконы Божьей Матери 

 

Казанская икона, а также чудесное обретение ее - особенный символический знак покровительства Небесной Царицы нашей Родине. Обретение этого Образа имело место после пожара в Казани. Тогда на новых землях, отвоеванных Иоанном Грозным, такая находка говорила только об одном: Она готова принять под свой присмотр не только эти земли, но и весь народ, который здесь проживает (несмотря даже на тот факт, что многие из проживающих в то время на территории Казани поклонялись другим богам). Самые первые чудеса, что сразу же после обретения начали случаться от нее, - одно тому большое доказательство. Прозрение двух страцев, что утеряли способность видеть – вот какими были самые первые чудеса.

 

Образ Божией Матери почитался повсеместно. Не было на территории России такой церкви, в которой бы не имелась Казанская иконы. В крупных городах были Казанские соборы. Их выстроили в честь Богородицы, чествуя Ее на этой иконе.

 

Казанская икона – самый настоящий символ нашей страны. Ее роль в истории освобождения всей Руси от иноземцев, ее особенная миссия как иконы, указующей путь самой Одигитрии-Путеводительницы, сделали в самом прямом проявлении «Казанскую» известным символом русских побед. Казанская икона была и остается настоящим предметом особенного почитания среди всего современного российского воинства. Если нашему отечеству посмеет угрожать хоть кто-то, «который с мечом да пламенем войти», образ станет духовной опорой, сильной и мощной поддержкой. Он укажет верный путь к победе. Ровно так это и было в прошлые времена, которые начинались еще со смуты Ивана Грозного.

 

По молитвам пред этой иконой, считается, прозревают слепцы. Даже сказать, что это считается, будет несколько неверно: существуют строго установленные свидетельства, которые доказывают чудодейственность молитвы перед этим образом. Но не только телесные недуги способна искоренить эта икона. Она отвечает и за духовное прозрение сердец. А такое прозрение гораздо важнее для спасения души человеческой.

 

Какие чудеса сопровождали существование Казанской иконы?

 

Первое чудо было описано выше. Оно свидетельствует об обретении первоначального списка. Но на самом деле стоит сказать, что список этот вовсе не самый первый. Казанская Одигитрия, как традиционно принято считать, имеет прототипом своим Влахернский список. А тот, в свою очередь, относится корнями к еще одному из изображений Богородицы. Это изображение было написано евангелистом Лукой, сделано по благословению самой Богородицы с Ее лика. Было это еще при земной жизни Пречистой. Гораздо более поздние списки с «Казанской» очень часто оказывались также чудотворными. Об этом есть строго зафиксированные в истории свидетельства.

 

Казанский горожанин по имени Герасим, к примеру, очень долго страдал от недуга, который парализовал его правую руки. В сновидении однажды он услышал странный голос, повелевающий ему отправляться в церковную лавку, после чего приобрести там Казанскую икону. Именно так он и поступил. Коснулся приобретенной им иконы - и рука была тут же исцелена, обрела свое движение. Кроме списков, имели место и новые обретения указанной иконы. В 1643, к примеру, не так далеко от села под названием Павловский, что под Звенигородом икону Божьей Матери обнаружили на дереве. Она находилась над источником чистой воды. В том селе сильно болел крестьянин, все думали, что шансов выжить после страшного недуга у него очень мало. Соседу этого крестьянина во сне явилась Богородица. Она велела передать: больной обязательно должен добраться до источника, а потом умылся той водой, что поступает из него.

 

На четвереньках, превозмогая боль и трудности, крестьянин все-таки дополз до этого святого источника. Как и было велено, он умылся водой, обращаясь со своей молитвой к Богородице. После этого он ушел от источника уже на своих ногах. Прошло не так много времени – и он исцелился полностью. Не все свидетельства на самом деле принимались на веру: богата на присказки да легенды народная фантазия.

 

За подлинные же признавались свидетельства о таких чудесах, что имели место при многолюдных собраниях. К примеру, точно известно: на богослужении, проходящем в Казанском соборе у города Тобольска, диакон из Знаменского монастыря потерял внезапно свое сознание.

 

Как только он пришел в себя, сразу же рассказал: уже много времени ему приходиться утаивать видения, что приходят к нему. В таких видениях являются святые, повелевают всего за три дня построить новую церковь, предназначенную для Казанской иконы. Голоса требуют перенести образ из местного собора туда. В постройке при этом обязательно должен был участвовать весь город Тобольск. Такое строительство станет наукой за повсеместное сквернословие. Оно было названо святыми «зловонием Богу, а также людям». Над Тобольском в то время шли непрекращающиеся дожди, а вода в реке Тоболе поднялась до небывалых высот так, что близлежащие поля полностью затопило. Людей, а также скот в то время поразила мучительная, страшная язвенная болезнь. Диакон долго каялся в молчании своем перед братией, лицо его в это время постепенно распухало. Старец дряхлел на глазах, после чего и вовсе слег.

 

Испуганные таким недугом горожане сразу принялись за дело. Они смогли построить церковь за три дня. После этого торжественно, как и полагается, с крестным ходом, в нее перенесли икону. Как только освятили церковь - дожди тут же прекратились. Вода, поднявшаяся за это время в реках, спала. Она освободила все поля. Дьякон выздоровел, а хлеба исправились и дали урожай.

 

Богородица по Своей действительно беспредельной любви ко всему человеческому роду к сердцу близко принимает нашу беду, постоянно непрестанно молит Божественного Своего Сына, чтобы был Он к людям милостив был, помогал избавиться от всякого зла.

Казанская Икона Божией Матери

Купить Казанскую икону Божией Матери в дубов киоте за 2300 руб!

Яндекс.Метрика